Подчеркивание орфограмм — это та тема, которая тянется из 1-2 класса до самого 11-го, и если уяснить для себя принципы подчеркивания в начальных классах, то гораздо легче ребенку будет учиться в старших классах. Все правила русского языка изучаются в начальной школе, далее идет лишь наработка опыта их применения.
Орфограммы — это буквы в слабой позиции. Что это значит? Это те места в слове и предложении, где кто-то может сделать ошибку вопреки правилам или словарю. Но даже если ребенок разобрался, что такое орфограмма, всегда встает вопрос как ее подчеркнуть.
Общепринято подчеркивание орфограмм одной черточкой, а опознавательных признаков орфограмм — двумя.
Список обязательных орфограмм первого класса
-
Большая буква в начале предложения.
Имена собственные.
Сочетания ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ.
Мягкий знак – показатель мягкости.
Разделительный мягкий знак*.
Сочетания ЧК-ЧН.
Проверяемые безударные гласные в корне слова.
Непроверяемые безударные гласные в корне слова (словарные слова).
Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце слова.
Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова.*
Имена собственные.
Предлоги.
* Разделительный мягкий знак проходится не во всех программах первого класса.
* Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова проходятся не во всех программах первого класса.
Пример диктанта с разбором и подчеркиванием орфограмм
Мы с Машей идём гулять в чащу. Цветут ландыши. Вот быстро бежит колючий ёж. Пищат пушистые мышки*. Птички вьют* гнёзда. (20 слов)
Образец устного разбора
Мы — пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
С – это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.
Машей — пишем с большой буквы. Орфограмма – имя собственное пишется с большой буквы.
Идём – орфограмм нет.
Гулять – орфограмма — мягкий знак показатель мягкости.
В – это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.
Чащу – ча пишем с А. Орфограмма — сочетания ча-ща пишутся с буквой А. Ч подчеркиваем 2 черточками, А одной
Чащу – щу пишем с У. Орфограмма — сочетания чу-щу пишутся с буквой У. Щ подчеркиваем 2 черточками, У одной.
. – В конце предложения ставится точка.
Цветут — пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
Цвету́т – орфограмма — проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово ЦВÉТ. (Обязательно ставим ударение, чтобы показать, что гласная безударная).
Ландыши – ши пишем с И. Орфограмма — сочетания жи-ши пишутся с буквой И. Ш подчеркиваем 2 черточками, И одной чертой.
. – В конце предложения ставится точка.
Вот – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
Бы́стро – словарное слово. Пишется БЫСТРО. В конце О. Ударение на звук Ы.
Бежи́т – орфограмма — проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово БЕГ.
Бежит — жи пишем с И. Орфограмма — сочетания жи-ши пишутся с буквой И. Ж подчеркиваем двумя, И одной.
Колю́чий – орфограмма — проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово УКÓЛ.
Ёж – орфограмма — парная согласная в слабой позиции. Проверочное слово ЁЖИК.
. – В конце предложения ставится точка.
Пищат – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
Пищáт — орфограмма — проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово писк.
Пищат — ща пишем с А. Орфограмма — сочетания ча-ща пишутся с буквой А.
Пушистые — ши пишем с И. Орфограмма — сочетания жи-ши пишутся с буквой И.
Мышки — орфограмма парная согласная в слабой позиции. Проверочное слово мы́ши.
. – В конце предложения ставится точка.
Птички — пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
Птички – орфограмма – сочетания ЧК-ЧН пишутся без мягкого знака. ЧК подчеркивается двумя чертами.
Вьют – орфограмма – разделительный мягкий знак.
Гнёзда – орфограмм нет.
. – В конце предложения ставится точка.
Выделяем орфограммы
1. Заглавные буквы, знаки препинания, ь показатель мягкости нужно подчеркнуть одной чертой.
2. Подчеркиваем буквы, где можно ошибиться, в словарных словах и ставим ударение.
3. Подчеркиваем сочетания ча-ща, чу-щу, жи-ши. Согласную в этих буквосочетаниях — двумя чертами, гласную одной.
чашка
4. Подчеркиваем сочетания чк-чн двумя чертами.
очки
5. Подчеркиваем безударные проверяемые гласные одной чертой и ставим ударение. В проверочном слове гласную, на которую падает ударение, подчеркнем двумя чертами.
лови́л — улóв
6. Подчеркиваем проверяемые парные согласные одной чертой. В проверочном слове эту согласную подчеркиваем тоже одной чертой, а гласную за ней — двумя.*
дуб — дубы, ложка — ложек
7. Подчеркиваем непроизносимые согласные в корне слов одной чертой. В проверочном слове ту же согласную нужно подчеркнуть тоже 1 чертой, а следующую за ней букву — двумя. Если непроизносимой согласной нет — подчеркиваем подозрительное буквосочетание одной чертой, а в проверочном слове — первую букву буквосочетания одной, а вторую за ней — двумя чертами.*
местный — место, опасный — опасен
8. Разделительный мягкий знак или твердый знак нужно подчеркнуть одной чертой, а буквы, которые он разделяет — двумя.
семья
9. Удвоенную согласную подчеркиваем одной чертой.
коллаж
*некоторые учителя требуют в проверочном слове проверяемую согласную подчеркивать двумя, а гласную за ней — одной чертой.
С четвертого класса при обозначении орфограммы учитель может требовать обозначить часть слова, в которой найдена орфограмма — приставку, корень, суффикс или окончание.
Источник: